История пиротехнического искусства

Alexsum

Новичок
Не так уж сложно это найти. Но лучше, чтобы тут тоже было.
Вот, что нашел.

История фейерверка берет своё начало гораздо раньше, чем изобретение пороха. Кто-то, возможно в Китае, бросил немного зеленого бамбука в костер, когда рядом закончился хворост. Прутья шипели, чадили и, наконец, через некоторое время неожиданно взорвались, так как резко расширились пустоты стебля, заполненные соком растения и воздухом. Странный, громкий звук испугал человека, и он посчитал, что он может испугать и злых духов. После этого происшествия китайцы многие тысячи лет бросали зеленый бамбук на костры во время различных религиозных церемоний, и особенно при встрече Нового года. По данным китайского историка химии профессора Ли Чаопинга, самым первым шагом к современным пиротехническим смесям были огненные трещотки, отпугивающие злых духов. Пучок тонких бамбуковых щепок горит с треском. Звук можно усилить, если щепки предварительно пропитать раствором поваренной (морской) соли. А если морскую соль заменить земляной, собранной, например, вблизи мест захоронений в сухих пустынях, то треск становится еще сильнее – разумеется, такая трещотка сильнее воздействует на духов.
Порох же стал побочным продуктом поисков эликсира бессмертия, которые вели даосские монахи. В IX веке они получили черный порошок, ныне известный как дымный порох. Формула этого вещества – основа всех фейерверков, состоит из смеси калиевой селитры, древесного угля и серы – не изменилась и по сей день. И этот факт доказывает то, что изобретение древних китайцев относилось к разряду поистине гениальных, как, к примеру, стоящие в том же ряду бумага, чай, мороженое, зонт, шелк, компас, спички, бумажные деньги, туалетная бумага…
Обычно китайские хлопушки заполнялись порохом и сырой глиной. До IX века вместо хлопушекупотреблялись тонкие бамбуковые стволы. Они горят с шипением, и как только огонь достигает коленца, происходит небольшой взрыв. Следующим этапом было заполнение бамбука взрывчатым веществом, которое легко может быть сделано, если под рукой есть источник нитрата. Китайские крестьяне процеживали содержащую нитрат воду и смешивали сухой остаток с обычным пеплом, изготавливая таким образом вид пороха, необходимый для устройства фейерверка.
Лишь в XII веке в Китае попытались использовать дымный порох в военных целях. В 1132 году была изобретена пищаль с бамбуковым стволом. Век спустя китайцы, осажденные монголами в Кайфыне, защищались посредством пушек, стрелявших каменными ядрами и разрывными бомбами. Но эти пушки были слишком громоздки, тяжелы, неточны и небезопасны в применении, а поэтому новый вид оружия не получил в Китае дальнейшего развития, и использование порохабыло направлено исключительно на производство новогодних хлопушек.
Уже к ХIII веку искусство создания фейерверков стало весьма изощренным: китайскимпиротехникам удавалось добиться различных форм и оттенков “небесного огня”, что повергало в неописуемый восторг заезжих купцов, которые в XIV веке завезли образцы фейерверков в Европу. Есть свидетельства, что первым европейцем, кто украл у китайцев, несмотря на строжайшие меры безопасности, секреты производства фейерверков, был Марко Поло, которого по праву можно считать самым известным шпионом той поры.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV – XV веках по праву считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и очень широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящиефейерверки, устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников…
Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В это время при проведений фейерверков стали применяться различные дополнительные средства: скульптура, архитектурные сооружения. Строились специальные помосты для размещения фейерверочных фигур. Такие помосты назывались фейерверочнымтеатром. Существенно расширился и арсенал фейерверочных изделий.



 

Alexsum

Новичок
Уже в XV веке на Руси производится в большом количестве и хорошего качества черный порох – первый пиротехнический состав, рецепт которого дошел до наших дней. Потешные, или увеселительные огни – так в прошлом называли фейерверки. (Вообще говоря, слово “фейерверк” немецкого происхождения и означает “огненная работа, огненное действие”.) Еще в XVII веке в царствование отца Петра I – Алексея Михайловича, в городе Устюге в 1674 году для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и “шутих“.
Но особенное развитие потешные огни получили в царствование Петра I, который не только увлекался фейерверками, но и принимал живейшее участие в их организации. Историк А. Богданов в своей книге, посвященной Петербургу, изданной в 1779 году, писал: “От начала России до времени Петра Великого не токмо видали потешные огни, но ниже слыхали о них , но Пётр Великий… для преславных побед… и для всенародных торжеств повелел делать оныефейерверки, то есть огневидные забавы, в которых изображаются всякие исторические фигуры, приличные тех торжеств действа представляющие”.
Сначала фейерверки устраивали преимущественно в Москве, а затем и в Петербурге: в Новый год, “на день рождения царя, на воспоминания Коронации”, а также “ежели случится какая знатная виктория”, то есть победа над врагом. В Центральном государственном архиве древних актов я нашел собственноручные записи Петра I, как снаряжать “бураки”, “светящиеся ядра”, делать составы “белого и синего огней” и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка “Известное описание, выбранное из лутчих ауторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять”.
Историк И. Голиков в своей книге “Дополнения к деяниям Петра Великого” (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была “книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок”. В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу – полумесяцем, порох – вертикальной палочкой, перечёркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника, генерала Гордона, Пётр “на маслянице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины.
Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года… с пушечною пальбою, при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царём, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу”. В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был “пущен для увеселения потешный огонь серного состава… Иностранные представители… могли любоваться зрелищем искусственного огня”. Страсть к потешным огням привела Петра I к организации специальной лаборатории, о которой мы знаем немного. Вот, например, посланник Юль сообщает, что в Петербурге в 1709 году в лаборатории возник пожар. Вечером того же дня, когда возник пожар, должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился “еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух”. Как уже говорилось, поводом для фейерверков чаще всего служила какая-нибудь баталия.
 

Alexsum

Новичок
В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен “фейерверк и огни разные, и изрядные символы” И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов я нашёл следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: “Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Леф, выходящий из оной горы, явълял армею шведскую, столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом”. Подобные аллегории часто можно встретить в описаниях фейерверков, где присутствуют Марс, Меркурий, Нептун и другие персонажи римской и греческой мифологии. Нередко фейерверки устраивали русские посланники или находящиеся за рубежом русские вельможи. В 1709 году граф Матвеев устроил фейерверки в Амстердаме по случаю полтавской победы, а русский посланник в Пруссии организовал грандиозный фейерверк на Шпрее.
В 1721 году заключение мирного договора между Швецией и Россией князь Долгорукий отметилфейерверком в Дрездене. Все эти фейерверки были весьма красочным зрелищем и нередко продолжались по нескольку часов, сопровождаемые гуляньями и пушечными салютами. И до сих пор в архивах можно найти восхищённые отзывы иностранцев, наблюдавших русские фейерверки. Устраиваемые по случаю военных празднеств потешные огни с самого начала были делом военных. И потому, что порох – дело военного приказа, и потому, что о риске менее всего думали, когда делом занимались солдаты. И они погибали от взрывов и ожогов, которые были в то время нередки. После Петра I царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам деньги.
В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) к созданию фейерверков был привлечён Ломоносов, которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией. Есть в архиве и запись: “Сочинил фейерверкоберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова”. В устройстве фейерверков принимал участие ученик Ломоносова В. Клементьев. В отчёте Ломоносова о работах 1756 года он писал: “Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зелёные звёзды”. На изготовление фейерверков и на сопровождавшие их при этом салюты расходовалось значительное количество пороха, а ещё больше труда, причем труда весьма опасного…
Грандиозный фейерверк был показан в первый день 1756 года. Был показан храм: “по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно… Европа, на белом тельце сидящая, в весёлом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия… подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления”. В 1758 году только в Петербурге было представлено три фейерверка. Екатерина II, как и её предшественница Елизавета Петровна, очень любила развлечения, и в частности фейерверки, которые в её царствование (1762-1796) устраивались довольно часто. О салютах, показанных во второй половине восемнадцатого века, английский турист Рэксоль сообщал, что иллюминация и фейерверки в Петергофе “превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы”. В 1762 году во время коронации Екатерины II большой салют в Москве являл “тихие, искусством сделанные потешные огни… два удивлению достойные сильные кашкады (каскад), которые огненную реку на подобие воды столбом в верьх поднимают и… огненный ручей составляют”. Были представлены “вымышленные машины… в огненных колесах”, пущено более тысячи ракет. Фейерверки устраивались не только в столицах. Их наблюдали жители Казани, Полтавы, в приморском городке Левенталь и в других местах. То там, то здесь находим мы упоминания о редкостных зрелищах.
В 1772 году в Царском селе явилась вдруг “страшная огнедышащая гора, с текущею в неё огненной рекою”. А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление – в его первом действии была представлена “Спокойная Россия”, во втором – “Обеспокоенная Россия”, в третьем – “Торжествующая Россия” и, наконец, в четвертом – “Утешная Россия”. Затем был выстроен “великолепный и разновидный павильон”, составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов.

В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеровфейерверочногоискусства. Прежде всего следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием “Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней”. В этой книге Челеев писал: “Хотя упражнениефейерверочноене есть столь полезное для отечества, как другие художества (то есть ремёсла) на коих все ваше благо основывается, но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим… по всему всякая забава в свободное время облегчает труды… успокаивает и ободряет силы”. Ещё раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова “О происхождении увеселительных огней”, которую можно считать первой историей русскихфейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организациифейерверковнасчитывает много других имен.

Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин изобрёл так называемый “оптический бездымный несгораемыйфейерверк“. Он же автор работ “О ракетах верховых”, “О двойном фонтанном колесе”, “О зелёном огне” и других. Любилфейерверкиизвестный композитор и химик А. Бородин, который в свободное время сам занимался их составлением и запуском. Во второй половине XIX столетия появился ряд руководств по изготовлению и запускуфейерверков, лучшими из которых считаются обширные труды П. С. Цитовича и Ф. В. Степанова. В них показано, чтофейерверкивсегда служат лучшим украшением общественных праздников. “А общественные празднества поднимают дух народа, – писал П. С. Цитович, – и развивают патриотические чувства.Фейерверкинужны для оживления праздников. Ожиданиефейерверкавозбуждает любопытство; кажущаяся опасность от взлетающих ракет, бомб, шипение, треск, пальба – всё это волнует зрителя и придаёт интерес зрелищу”.

Путь от бамбуковой огненной трещотки до современнойфейерверочной ракетыс яркими разноцветными звездочками-огнями, человечество проходило не менее 1500 лет. Первым крупным мастеромфейерверочногодела в России был сам Пётр I. В своей библиотеке он собрал оригиналы и переводы почти всех известных тогда соответствующих книг и рецептов, в архивах имеются его собственноручные записи рецептов и чертежи. Среди многочисленныхфейерверковпетровского времени была очень небольшая группа, которая отражала внутренние события, происходившие в России, события, не связанные с ведением военных действий. В условиях практически постоянных войн петровского правления эта группа официальных светских праздников как бы «растворяется» в общем количествефейерверков, посвященных внешнеполитической тематике. Но обращение к мирной тематике отнюдь не было чуждо военному петровскому времени. Пётр I, как известно, ввел празднование Нового года с 1 января. Указ предписывал праздновать январскийНовый годпо случаю его введения 7 дней, а также зажигать ночью праздничную иллюминацию и производить «огненные потехи».

С тех порНовый годстал ежегодно праздноваться 1 января, и почти всегда праздник завершался сожжениемфейерверка. В первый день нового года не просто праздновали и веселились, но и подводили итог году ушедшему и выдвигали планы на будущее. Все это отражалось в сюжетефейерверочного

представления, призванного не только и не столько воздействовать и развивать эстетические чувства зрителей, сколь пропагандировать внешние победы в войне с врагами России и внутренние преобразования, без которых первые были бы невозможны.
 

Alexsum

Новичок
Перед Ростральными колоннами на развилке Невы в Петербурге в 1731 г. был установлен специальный помост – «театр фейерверков». Искусство огненных праздников в России, так расцветшее в XVIII-XIX веках, пришло в упадок в 30-е годы нашего столетия. Последнее пособие, посвященное исключительно «потешным огням», издано в 1938 г. (Солодовников В.М. Пиротехника. Производство и сжигание фейерверка) Во время Великой Отечественной войны возродили лишь традицию салютов: 5 августа 1943 г в Москве салютовали освободителям Орла и Белгорода. До 90-х годов наши праздники традиционно отмечали синхронными артиллерийскими залпами (холостыми зарядами) и выстрелами из фейерверочных мортир шарами с цветными звёздами. Кстати, первый сугубо мирный залп специально сделанными фейерверочными «огненными букетами» прогремел в 1957 году во время Фестиваля молодёжи и студентов.
Сейчас почти не издаётся литература по пиротехнике. Учебник А.А.Шидловского (сугубо военный) – едва ли не единственная книга за последние десятилетия, содержащая некоторые данные пофейерверочным пиротехническим составам. Однако в последние годы вновь вырос интерес кфейерверкам. Ослабли официальные запреты, коммерческие организации устраиваютфейерверки для оформления эстрадных шоу, рекламных праздников. Конверсия также способствует развитию «огненного искусства», так как фейерверочные наборы стали почти основной реализуемой продукцией многих оборонных заводов.
Не всё миф и не всё правда… Каждый раз, когда приближаются всеми любимые новогодние праздники, на людей обрушивается волна негативной информации о фейерверках. Средства массовой информации вовсю разглагольствуют о том, что, дескать, опаснее и непредсказуемее, чем фейерверк на свете больше ничего нет! Давайте разберёмся в данной ситуации и развенчаем несколько мифов, сложившихся о фейерверках
МИФ 1: Фейерверки – взрывоопасные изделия! НЕТ. Дело в том, что при изготовлениифейерверков, взрывчатые вещества не используются, а применяются только вещества быстрого горения, например – пороха (порох – не взрывчатое вещество). Такие взрывчатые вещества (BB), как: динамит, тринитротолуол (тол) действительно детонируют и взрываются, что понятно по определению. При детонации подобных ВВ происходит химическая реакция с выделением огромного количества энергии, распространяющейся со сверхзвуковой скоростью, а фейерверклишь очень быстро сгорает. Поэтому существует понятие «Зажечь фейерверк», а не «Взорватьфейерверк». Например, возьмём большой ящик с петардами и зажжём его одновременно со всех сторон. Взрыва не последует. Петарды будут хлопать поочерёдно, создавая эффект пулемётных очередей, только и всего. (Пример приводится не как руководство к действию)
МИФ 2: Фейерверки – пожароопасные изделия! Мы часто слышим, что где-то от фейерверкавозник пожар, сгорели здания и постройки, пострадали люди. Да, случается и такое. Но ведь от не затушенной сигареты случается несоизмеримо больше пожаров и несчастных случаев! Всё это происходит из-за того, что люди не соблюдают элементарных требований пожарной безопасности, наплевательски относятся к себе и окружающим.
К фейерверкам нельзя относиться легкомысленно, ведь они относятся к разряду огнеопасных изделий! Для каждого фейерверка существует своя область применения. Есть изделия, которые можно применять в помещении (хлопушки, бенгальские свечи, настольные фонтаны), но основная масса фейерверков запускается на открытом воздухе. Причём эти изделия также делятся на категории: для бытового применения и для профессионального. Для каждогопиротехнического изделия существует инструкция по применению, с которой необходимо тщательно ознакомиться каждому пользователю фейерверка. В инструкции поясняется, где, как и при каких условиях можно запускать тот или иной фейерверк, обозначены зоны безопасности, которые нельзя нарушать ни при каких условиях. При соблюдении мер безопасности, которые обозначены в инструкции по применению пиротехнических изделий, пользователь получит лишь удовольствие и приятные воспоминания от запущенного фейерверка!
МИФ 3: Китайская пиротехника опасна! – НЕТ. Китай – родина пиротехники. Это факт! За многовековую историю развития фейерверочного искусства, китайцы добились неоспоримого лидерства в изготовлении фейерверков. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Наряду с широко известными и гарантирующими качество производителями фейерверков, в Китае существуют и полулегальные производители пиротехники. Их товар низкого качества, не гарантирующего безопасность людей, зато очень дешёвый. Услугами и товаром такого рода горе – производителей и пользуются контрабандисты, ввозящие на территорию нашей страны небезопасные пиротехнические изделия, для извлечения максимальной прибыли. Именно нелегально ввезенная и не прошедшая обязательную сертификацию пиротехника, может быть действительно опасной для жизни и здоровья граждан.
Во всём мире любовь к фейерверкам не остывает ни на секунду. Причём, по-прежнему особенно любимы они в Китае (не случайно, ведь Китай – это родина пороха) и Японии. Чуть ли не в каждой семье мастерят фейерверки, передавая из поколения в поколение фамильные секреты. Обычно всю зиму и весну они корпят над созданием фейерверка, зато летом… Лето у них чуть ли не сплошной фейерверк. Большинство храмовых праздников приходится на летние месяцы, и они обязательно завершаются “потешными огнями”.
 
Сверху